26.09.2005

Расхожее мнение о том, что времена дефицита канули в Лету, не совсем верно.
Точнее, верно не для всех. Когда размер обуви или одежды находится вне шкалы
стандартов, поиск обновок превращается в мучение. Магазины для нестандартных
людей искала Ольга ЦЫБУЛЬСКАЯ.

Одежда нестандартных размеров
В обувной и одежной промышленности существует линейка стандартных размеров,
которой, однако, исчерпывается не все многообразие человеческих индивидов.
Размерный обувной ряд для женщин, например, принято начинать 35-м или 36-м
размером, а заканчивать 39-м или 40-м. Что касается мужчин, то для них приняты
следующие ограничения: от 40-41-го до 45-46-го. Более широко к размерному ряду
подходят производители спортивной обуви, но кроссовки, к сожалению, уместны не
всегда и не везде.
Для одежды действуют более строгие ограничения. Стандартные женские размеры --
от 40-42-го российского (36-38-й европейский) до 54-56-го (50-54). В
действительности все гораздо сложнее. Скажем, такие молодежные марки, как
Benetton, Mango или Mexx, за толстушек часто держат девушек уже 46-го, не то что
48-го размера. На распродажах и в стоковых магазинах иногда можно встретить
отдельные предметы одежды 50-го или даже 52-го. С другой стороны, если девушка
настолько воздушна, что не доросла и до 40-42-го, то ей, в общем, живется тоже
не сладко. И модные новинки надо искать где-то за пределами популярных
магазинов. Нестандартных людей не жалует и большинство одежных марок класса
"люкс". В равной степени обделены вниманием нестандартные мужчины: одежду на
мужчину 42-го или 58-го размеров в "обычных" магазинах найти невозможно.
Как выяснилось, лучше быть очень большим, чем носить "детский" размер. Для
объемистых граждан в Москве существует несколько торговых сетей, в которых можно
приодеться скромно и недорого или нескромно и очень дорого. На мужской и женской
обуви больших размеров специализируются три торговые компании, предлагающие
обувь немецких, австрийских, итальянских и российских производителей.
Но и здесь выбор невелик. Обувь на большую ногу рассчитана на людей, у которых
большой размер обуви сочетается с большим размером одежды. Внимание в первую
очередь обращается на удобный прочный супинатор, устойчивый каблук, высокий
подъем и большую полноту ноги. Но в сущности нога 43-го размера бывает у женщин
с параметрами манекенщицы, а нога 53-го -- у вполне спортивного мужчины. Обувь
для узкой ноги большого размера предлагают в основном стоковые обувные магазины.
Если говорить о модных тенденциях, то нужно учитывать, что львиная доля
нестандартной обуви, как очень большой, так и очень маленькой, сделана в Австрии
и Германии. Выглядит она достойно, но скучновато. Сотрудница банка средних лет
останется довольна, а вот юной любительнице дискотек придется нелегко.
Миниатюрным людям живется еще сложнее. Пока в Москве есть только один
специализированный магазин, да и то исключительно женский, там же продают и
маломерную обувь. На нужды дам с миниатюрной ножкой работает и две
оптово-розничные компании: King Shoes и King Size (они же занимаются
нестандартно большими размерами). Размерный ряд женской обуви, которую они
поставляют в магазины, начинается с 32-го.

Крупное дело
Так или иначе, самыми одетыми и обутыми нестандартными людьми оказались
обладатели больших и очень больших размеров. Сеть магазинов "Большие люди"
появилась еще в 1991 году и сегодня, как говорится, в рекламе не нуждается.
Владельцы сделали ставку на людей со средним достатком. Обувь -- немецкая,
российская и китайская. Одежда -- турецкая, российская и немецкая. Менять
коллекции от сезона к сезону здесь не принято. В торговом зале можно найти
летние майки и кофточки, купальники, дубленки, куртки, джинсы, костюмы зимние и
летние. Имеется нижнее белье, брючные ремни и подтяжки.
Наталья Шестоперова, финансовый директор магазина "Большие люди" на Цветном
бульваре, рассказала, что покупатели к выбору вещей подходят основательно. Чаще
всего закупают вещи впрок к будущему сезону. Так что сейчас -- очередь дубленок
и зимних курток. Вещей в магазине предостаточно, а вот круг производителей
ограничен. Наталья Шестоперова: "Фирмы, которые до этого никогда не шили для
полных, мы отсеиваем сразу. Скорее всего, у них ничего не получится. Здесь очень
важен правильный крой, посадка по фигуре. Например, мужские брюки больших
размеров шьются на две посадки: пояс на животе и пояс под животом. Делаются
всякие дополнительные штрипочки, защипы, чтобы вещь хорошо села по фигуре. При
этом нужно учитывать особенности национальной фигуры. У мужчин она более
универсальна, хотя от австрийских костюмов, например, мы отказались -- на наших
мужчинах плохо сидят. А для женщин очень многие импортные вещи не годятся.
Например, у полных американок, как правило, очень большой размер груди, у немок
-- широкие плечи. А у наших женщин плечи покатые, а бедра широкие".
У покупательниц есть свои пристрастия, которые отражает ассортимент. Платья
полные женщины недолюбливают, и их в магазине практически нет, зато много
брючек-капри и длинных широких брюк. Мужчины пиджакам предпочитают трикотаж --
так фигура кажется менее объемной. Размерный ряд и для мужчин, и для женщин --
от 56-го до 70-го.
Для покупателей со средними доходами работает и "Богатырь" на Варшавке. Очень
большой выбор мужских вещей вплоть до 80-го размера, есть и женский отдел, но он
поскромнее.
Российские компании Styleland и "Серебряная нить" специализируются на женских
нарядах. Причем не просто торгуют ими, а сами шьют. Очень недорого и вполне
прилично, но торговля идет в рыночных павильонах, которые еще надо найти. Зато
учтены все особенности отечественной фигуры.
Сеть "Леди Икс и три толстяка" рассчитана на более обеспеченных покупателей.
Выбор здесь побогаче во всех отношениях. Одежда для больших людей представлена
несколькими десятками марок, среди которых такие как Barcly, Guy Laroche или
Versace. И все знают толк в особенностях полных фигур. При желании можно сразу
составить весь гардероб, от белья до костюма для особо торжественных случаев.
Страны-поставщики -- Германия, Италия, Франция, Англия, США. Размеры от
стандартного 52-го до нестандартного 74-го. Цены -- высокие и очень высокие.
Если посадка по фигуре окажется не идеальной, магазин берется подогнать
понравившуюся вещь за дополнительную плату.
Более щадящий уровень цен в магазинах "Три толстяка лайт", а магазин на
Ленинградском шоссе к тому же работает круглосуточно.
Женскую моду для полных представляют также "Пышка", "Ля Гранд" и магазин
немецкой одежды Berkline. Выбор довольно приличный, цены не сказать чтобы
низкие.

Мал золотник
Если полному человеку для обновления гардероба достаточно доехать до одного из
специализированных магазинов, то что делать людям с нестандартно маленьким
размером одежды, решительно непонятно. В Москве для них всего один
специализированный магазин -- "Невеличка" в Олимпийской деревне. Как легко
догадаться, мужчинам там делать нечего. Магазин открылся чуть больше года назад,
и народная тропа в него еще не протоптана: на многочисленных интернет-форумах
миниатюрные девушки продолжают рекомендовать друг другу то "Даниэль" (детская
одежда элитных марок), то "Центральный детский мир".
В "Невеличке" хороший выбор деловой одежды -- строгие костюмы пиджак-юбка или
пиджак-брюки плюс пальто и элегантная обувь. Самый маленький размер одежды --
38-й (российский), но пальто, например, только от 40-го. Большая часть
ассортимента сшита в России и Белоруссии. Обувь начинается с 32-го размера,
производители -- Россия и Голландия. Джинсов, маечек, свитеров и прочей одежды
для свободного времени в магазине нет. Видимо, все же "Детский мир".
Куда деваться мужчине 42-го, например, размера, неясно. При покупке одежды такие
люди страшно мучаются. Кто-то носит подростковую одежду, кто-то специально ездит
в Милан или Лондон... Еще можно воспользоваться услугами ателье.
Специализированных магазинов для таких покупателей пока не существует.

Нестандартные колодки
Обувная проблема решена более справедливо. Например, две торговые конкурирующие
сети King Shoes и King Size учитывают интересы обладателей и очень больших, и
очень маленьких размеров, и тех, кто посередине.
Генеральный директор компании King Shoes Ирина Казакова носит 42-й размер обуви,
ее ближайшие родственники также не отличаются маленькой ножкой. Заодно с
собственными проблемами было решено осчастливить и всех остальных потенциальных
потребителей, для которых в магазинах практически не было обуви.
King Shoes продает обувь немецких, финских, австрийских и отечественных
производителей. Выбор есть, но воображение не поражает -- выбор для
"стандартных" гораздо больше. Ирина Казакова: "Для обуви больших размеров
требуется отдельная производственная линия, специальные колодки, укрепленные
супинаторы и максимально прочные каблуки. Мы не работаем с Италией, потому что у
итальянской обуви больших размеров неудачные колодки. Полнота слишком маленькая,
носы слишком длинные и тонкие -- у нас, как правило, довольно короткие пальцы на
ногах. А пятка у итальянских моделей очень мелкая -- для нас не годится".
Поэтому выглядит обувь для большой ноги несколько тяжеловато, зато носить
удобно. Безусловные лидеры -- Gabor и Hoegl, более интересные модели удаются
компании Peter Kaiser.
Надо заметить, что обувь больших размеров производит все больше российских
компаний. King Shoes работает с двумя производителями -- "Глория" и "Сатег". На
петербургских фабриках покупает обувь King Size.
Одной из первых осчастливить мужчин с большим размером ноги догадалась компания
Ralf Ringer. Обувь под маркой Grand делается для мужчин с большим размером ноги
и большим размером одежды. С учетом всех специфических проблем -- большая
полнота ноги, склонность к отекам и изрядный вес. Выбор моделей довольно широкий
-- от обуви экономкласса и классических моделей до обуви для зимней охоты и
рыбалки, выдерживающей не только экстремально большой вес владельца, но и
экстремально низкие температуры до -50?С. С этого года Ralf Ringer установил
гарантийный срок 90 дней, что тоже приятно.
Обувь маленьких размеров -- задача для обувщиков не такая хитрая. Колодки 32-го
размера -- это уменьшенная копия 37-го. Никаких дополнительных супинаторов и
суперпрочных каблуков не требуется. Люди с маленьким размером ноги отличаются,
как правило, небольшим весом. Однако выбор для них ничуть не больше: очень
маленькие размеры, как и очень большие, производятся по остаточному принципу и
очень небольшими партиями. Потребителей немного, поэтому расчет не на
остромодные модели, а на спокойную классику.
Отдельная группа потребителей -- обладатели большого размера ноги и стандартного
веса. Совсем печально, если нога при этом не российская, а, например, как это
обычно бывает у итальянцев -- узкая стопа, узкая пятка, длинные пальцы,
невысокий подъем. Практически вся российская, немецкая, финская и австрийская
обувь не для них. Не только немецкую, австрийскую и российскую, но и итальянскую
и испанскую обувь, рассчитанную на очень большую, но узкую ногу продает сайт
www.bigshoes.ru. Мужская обувь до 53-го размера, женская -- до 46-го. Еще такую
обувь можно купить в Испании и Италии.

Журнал Коммерсантъ-Деньги, Москва